16 марта. Железнодорожное приключение с Романом Барковым

Помните ли вы, как замечательно мы съездили с Романом год назад в неочевидное Видное? Но тогда всё было очень цивильно, теперь же он предлагает настоящую авантюру! Проехать на электричках по Рязанско-Уральской дороге порядка 250-ти километров, выходя то тут, то там, и изучить железнодорожную инфраструктуру, представляющую собой единый архитектурный проект. Сможем?

Да, путешествие будет непростым, но увлекательным и познавательным, поскольку нашим собеседником и проводником будет специалист по геодезии и картографии и просто очень интересный человек.

***

16 марта 2024 г., суббота.

Начало маршрута: в 09.00 на ж/д ст. Варшавская (Павелецкое направление).

Окончание маршрута: в 20.15 на ст. Узуново. Возвращение в Москву — около 23-х часов (в зависимости от станции высадки). На Павелецкую электричка приходит в 23.23.

Стоимость: 850 р.

Информация и запись по телефону: +7-916-825-24-08 (сообщения в WhatsApp — в любое время, звонки — с 10.00 до 21.00).

***

Живая Рязанско-Уральская

Эта железная дорога пришла в Москву последней. Но вовсе не поэтому Павелец-Московская линия Рязанско-Уральской железной дороги – наиболее сохранившееся и наиболее целостное в архитектурном плане железнодорожное направление из всех проходящих через Москву.

Единый стиль линии узнаваем на всём её протяжении: на какой станции ни выйди — встретят вокзальное здание архитектора Квашнина и водоёмное здание инженера Виноградова. А есть ещё и казармы, и мосты, и путепроводы, и водопропускные трубы. И всё это – единый, растянувшийся на 237 вёрст, комплекс гармоничного сочетания кирпича местного производства и бутового камня.

Самая крупная частная железнодорожная компания в Российской империи оставила нам прекрасное инженерно-архитектурное наследство. Как им распоряжаются и в каком состоянии содержат – вопрос другой. Две идентичные и одновременно построенные линии по своему современному состоянию находятся на разных полюсах. Можно сказать, что есть живая Рязанско-Уральская и есть мёртвая, и обе стоят осмотра и изучения.

Осмотреть всю «живую» Павелец-Московскую линию от конца до начала за один день невозможно даже на автомобиле. Поэтому конечным пунктом маршрута станет станция IV класса Серебряные Пруды.

Перемещаться будем на электропоездах, часть зданий и сооружений осматривать сквозь вагонное стекло, но к наиболее выдающимся подойдём вплотную. И не беда, что вокзальные и водоёмные здания, казармы и полуказармы здесь строились по типовым проектам. У каждого из них есть своя «изюминка», не говоря уже о том, что находятся они сейчас в разных состояниях.

***

Путешествие наше будет долгим: с раннего утра до позднего вечера. Но зато мы успеем рассмотреть планы и профили линии, вникнуть в технические детали водоснабжения станций, обсудить биографии железнодорожного магната фон Дервиза, архитектора Квашнина, технолога Виноградова и мостостроителя Проскурякова.

В качестве памятных сувениров в поездке можно будет приобрести вокзал, построенный в стиле сталинского ампира, а также несколько технологических и жилых железнодорожных зданий (*это у Романа такой черный юмор).

Пеших переходов предусмотрено немного, но двигаться необходимо в бодром темпе – расписание поездов у нас жёсткое. В пути предусмотрены два кофе-брейка — в 12.00 и 18.00, но желающие могут взять питание из дома – расписание поездов у нас во многих случаях с добрым запасом. С собой можно взять блокноты и фотокамеры – информации будет достаточно.

***

График поездки

СтанцияПрибытиеОтправление
Коломенское (Варшавская)
09:20
Расторгуево09:3509:44
Герасимово (Ленинская)09:5110:42
Домодедово10:5011:03
Барыбино11:2411:49
Михнево12:0513:02
Жилёво13:1513:52
Акри14:0614:48
Пурлово15:1915:56
Ожерелье16:1316:43
Узуново17:3417:45
Серебряные Пруды18:0019:31
Узуново19:4620:15
Москва Павелецкая23:23

***

МЕСТО ВСТРЕЧИ и ДРУГАЯ ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Время и место встречи?

09.00-09.05 Железнодорожная станция Варшавская, средняя платформа (отправление на Москву и от Москвы «нормальных» электричек), у бывшего здания кассы (середина платформы).

  • При себе иметь действующий билет до станции Домодедово.
  • Не путать со станцией Аэропорт Домодедово!
  • На следующих станциях нам придется действовать очень оперативно, чтобы успевать оформлять себе билеты на нужные электрички.

Как понять, откуда и куда выходить из метро?

  • Со станции метро выход из последнего вагона, если ехать в сторону Каховской.
  • Там длинный подземный переход. Первый выход будет на крайнюю платформу, откуда экспрессы уходят. Он нам не нужен. Второй выход на нужную платформу. Третий выход уже в город на ту сторону.

Как одеваться?

  • Одеваться так, чтобы можно было провести 40 минут на улице в ожидании поезда. Так будет в Пурлово и, возможно, на Серебряных Прудах — там нет залов ожидания. Ленинская и Акри тоже, но мы там ходить будем — не замерзнем.
  • В некоторых местах могут быть грязь, снег и лужи. Надо соответственно обуться, чтобы не промокнуть и не замерзнуть одновременно.

Будет ли у нас возможность поесть и нужно ли что-нибудь брать с собой?

  • В двух местах у нас запланировано посещение едален вблизи станций — для этого будет достаточно времени.
  • Брать ли что-то с собой, вы решаете сами, т.к. только вы знаете про себя всё. Однако рекомендую взять хотя бы термос с горячим чаем или кофе, т.к. обстановка в течение дня может быть непредсказуемой.
  • Кроме того, сейчас идет Масленица, так что блины берите в любом количестве — лишними не будут!

Что еще нужно учитывать?

  • Расписание жёсткое. Я всем раздам по экземпляру расписания. Если кто отстанет, ждать не сможем. Но нас всегда можно будет догнать на следующей станции. Также в любой момент можно всё бросить и уехать в Москву.
  • Не всё так просто с туалетами. Первый у нас будет в Михнево, во время перекуса. Потом в Ожерелье, потом в Серебряных Прудах на перекусе. Последний в Узуново на обратном пути.
  • У нас по пути будет святой источник Сергия Радонежского. Можно взять бутылки с собой и набрать воды.
  • Ещё рекомендация: взять с собой некоторое количество наличных. Чем дальше от Москвы, тем меньше терминалов. А вдруг захочется пирожка у бабульки или ещё чего-нибудь такого?! В дальней электричке у кондуктора может терминал не работать, например.